Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017

РЕЗУЛЬТАТЫ
мониторинга Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Пункт 1. Разработка специальных разделов примерных основных образовательных программ дошкольного и общего образования, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей. 

 

Во исполнение пункта 1 Комплекса мер Минобрнауки России разработаны специальные разделы примерных основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направленные на выявление, развитие и сопровождение одарённых детей (далее – разделы ООП). 

В содержании данных разделов ООП актуализировано развитие детской одарённости, определены цель и задачи программы по работе с одарёнными детьми, основные принципы организации работы, а также необходимые условия (кадровые, информационные, материально-технические), обеспечивающие возможности для максимально широкого проявления и развития талантов и способностей учащихся. Данными разделами ООП также предусмотрена разработка и реализация конкретных мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей при создании системы их персонифицированного мониторинга и психолого-педагогического сопровождения, предложены возможные формы работы по развитию детской одарённости и примерные ожидаемые результаты. 

Разделы ООП прошли профессиональную экспертизу ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» и после доработки направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, для использования в работе по данному направлению (письмо от 18 января 2013 г. № 08-47).

 

Пункт 2. Разработка и утверждение федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 17 июня 2012 г. № 145-ФЗ Минкультуры России утверждены 13 федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (далее – ФГТ), которые согласованы с Минобрнауки России и Роспотребнадзором, зарегистрированы Минюстом России. Приказами Минкультуры России от 9 августа 2012 г. № 853, от 26 марта 2013 г. № 279 (проекты приказов согласованы с Минобрнауки России) внесены изменения в ФГТ «Искусство театра» и «Живопись» в части увеличения объема времени на занятия с присутствием преподавателя до 40% (вариативная часть).

С сентября 2012 года около 70% детских школ искусств получили лицензии на предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств и приступили к их реализации.

 

Пункт 3. Разработка и утверждение Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в том числе в части развития предпрофессионального образования в области искусств и спортивной подготовки.

В соответствии с установленными сроками разработано и утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (далее – Типовое положение, ДОД) (приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. № 504; зарегистрирован в Минюсте России от 2 августа 2012 г. № 25082).

Типовое положение устанавливает, что:

основной задачей учреждений ДОД является выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; 

образовательное учреждение ДОД кроме дополнительных образовательных программ может реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. 

Также Типовым положением расширены виды образовательных учреждений ДОД, включая виды детских школ искусств.

Пункт 4. Разработка рекомендаций по организации деятельности детских школ искусств (по видам искусств) при реализации ими дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Разработаны и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендации по организации деятельности детских школ искусств (по видам искусств) при реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (письмо от 10 октября 2012 г. № 09-208), которые предусматривают, в том числе следующее:

образовательные программы в области искусств разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации;

образовательное учреждение самостоятельно в формировании своей структуры, порядка и сроков проведения отбора детей с целью выявления их творческих способностей (в зависимости от вида искусств - физических данных); 

правила приема на обучение по образовательной программе в области искусств в части, не предусмотренной законодательством, определяются учредителем образовательного учреждения и закрепляются в уставе.

Проекты примерных программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств для детских школ искусств размещены на официальном сайте Минкультуры России «МИНИСТЕРСТВО/Департаменты/Департамент науки и образования» в подразделе «Нормативное правовое обеспечение образовательных учреждений культуры» – «Детские школы искусств».

 

Пункт 5. Разработка положения о Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России и утверждение его состава. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 897 «О Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России» с целью обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, создан Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (далее – Совет). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2012 г. № 1848-р утвержден состав Совета. 

Основными задачами Совета являются:

координация реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827;

выработка предложений по интеграции механизмов поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов;

выявление, поддержка и распространение лучших практик субъектов Российской Федерации в части реализации региональных и муниципальных программ по работе с одаренными детьми и молодежью;

подготовка предложений и рекомендаций по созданию условий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности.

Проведено два заседания Совета (протоколы от 13 декабря 2012 г. № 1 и от 15 марта 2013 г. № 2).

 

Пункт 6. Проведение научных исследований и разработка программ педагогического и психологического сопровождения одаренных детей. 

В Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии РАН в 2012 году проводились фундаментальные исследования, составляющие теоретико-методологические основания для психолого-педагогического сопровождения, выявления и развития одаренных детей: «Высшие способности человека», «Роль когнитивных, мотивационно - личностных и коммуникативных факторов в развитии и самоопределении креативной личности», «Взаимосвязь вербальных и творческих способностей», «Виды понятийных способностей (семантические, категориальные, концептуальные)», «Психология специальных способностей: дифференционно-интегративный подход», «Критерии эстетических способностей и их роль в регуляции интеллектуальной активности», «Психобиологические предикторы спортивной одаренности» (письмо Российской Академии наук от 12 ноября 2012 г. № 1-10106-2110/333).

В системе общего образования регионов Российской Федерации также ведется целенаправленная работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей. 

В Центральном федеральном округе:

разработаны программы психолого-педагогического сопровождения поддержки одаренных детей: «Одаренность: реалии, проблемы, перспективы», «Диагностика и сопровождение одаренных детей», «Развитие творческой и исследовательской мотивации учеников», «Работа с одаренными детьми как условие реализации ФГОС», (Брянская, Смоленская, Москва);

реализуется региональная экспериментальная программа «Разработка и апробация концептуально обоснованных моделей обучения, внедрение образовательных технологий, способствующих развитию детской одаренности» (Белгородская область); 

проводятся курсы повышения квалификации «Психологическое сопровождение развития талантливых и одаренных детей в условиях образовательного процесса», «Современные технологии выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей» (Тамбовская область), «Наша новая школа: психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» (Тверская область);

проведены Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности (Владимирская область), научно-практическая конференция «Обучение, воспитание и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» (Калужская область); 

состоялся конкурс методических программ, направленных на создание условий для поиска, поддержки и развития одаренных детей, по итогам которого опубликован сборник «Воспитать творческую личность», выпущен диск с методическими материалами «Каждый ребенок талантлив» и буклет для педагогов и родителей «Одаренный ребенок» (Ивановская область); 

разработано методическое пособие «Психолого-педагогические основы самообразования одаренных школьников» (Московская область).

В Северо-Западном федеральном округе:

реализуется программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в рамках экспериментальной площадки;

разработан план действий по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в 2012-2015 годах, в рамках которого ведется работа по психолого-педагогическому сопровождению детей (Мурманская область);

ведутся научные исследования, например, «Изучение готовности педагога к работе с одаренными детьми (Архангельская область), «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» (Республика Коми); 

изданы учебные пособия «Одаренный ребенок в образовательной системе управление процессом сопровождения», «Сопровождение специальной одаренности детей в региональной образовательной системе» (Ленинградская область), «Психолого-педагогические основы работы с одаренными школьниками» (Новгородская область);

проводятся курсы повышения квалификации «Психология успеха» (Санкт-Петербург)

В Южном федеральном округе:

разработаны целевая программа «Государственная поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012-2014 гг.» (Республика Калмыкия); целевая комплексная программа «Научно-методическое сопровождение инновационных процессов развития детской одаренности в условиях региональной системы повышения квалификации» (Ростовская область); 

осуществляется повышение квалификации педагогических кадров по вопросам работы с одаренными детьми.

В Северо-Кавказском федеральном округе:

работает Республиканская школа выходного дня для одаренных детей, разработан проект программы «Молодость и талант» (Чеченская Республика); 

создана общественная молодежная организация «Интеллектуально-творческое общество молодежи» (Карачаево-Черкесская Республика);

создана и внедрена дистанционная тестовая система «Мониторинг», запущена работа сайта «Центр планирования образования и карьеры» с дистанционной тестовой системой (1-11 класс) с возможностью для образовательных учреждений получать доступ к внутренней статистике на всех уровнях, подготовлен пакет методических инструкций для образовательных учреждений по оптимизации психолого-педагогического сопровождения на местах, выпущены сборники методических материалов для руководителей общеобразовательных учреждений и психологов (Ставропольский край). 

В Приволжском федеральном округе:

реализуются региональная комплексная программа вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность «1000-list-nick» (Пензенская область); разработана концепция трехступенчатой диагностики развития детей с целью выявления одаренности, модель психолого-педагогических условий выявления и отбора одаренных детей (Республика Татарстан); 

реализуются различные модели работы с одаренными детьми: модель развития интеллектуальной и академической одаренности, модель развития художественно-эстетической одаренности и модель комплексного развития способностей (Республика Марий Эл); 

проводятся исследования по социальной адаптации одаренных детей, например, «Адаптация модели дифференцированного обучения учащихся старшей школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов» (Нижегородская область);

созданы экспериментальные площадки для проведения научных исследований и разработки программ педагогического сопровождения одаренных детей (Кировская область); 

состоялся конкурс программ дополнительного образования по работе с одаренными детьми (Республика Татарстан).

В Уральском федеральном округе:

функционируют стажировочные площадки по работе с одаренными и талантливыми детьми (Тюменская область);

реализуется сетевой инновационный проект «Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми» (Курганская область); 

проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие детской одаренности в условиях современного образования: опыт, проблемы, перспективы» (Свердловская область).

В Сибирском федеральном округе:

 созданы стажировочные площадки по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение работы по развитию творчества и одаренности детей» (Томская область); «Психолого-педагогическое сопровождение работы по развитию творчества и одаренности детей» (Омская область);

осуществляются научные исследования по следующим темам: «Система работы с детьми, имеющими признаки одаренности», «Психологическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования», «Научно-исследовательская деятельность – эффективный путь развития одаренных детей» (Забайкальский край); «Эффективность развития детской одаренности посредством использования проектной деятельности, интегративных форм организации образовательного процесса» (Республика Хакасия);

реализуется инновационный проект «Поддержка одаренных детей» (Иркутская область); 

состоялись Всероссийская научно-практическая конференция «Одаренные дети и молодежь: проблемы выявления одаренности и мониторинга ее развития», Всероссийская научно-методическая конференция «Современные подходы и системы обучения одаренных детей в российской школе» (Новосибирская область). 

В Дальневосточном федеральном округе: 

разработана управленческая модель «Создание единого образовательного пространства выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей и молодёжи в Приморском крае»;

реализуется инновационный образовательный проект «Школа для одаренного ученика», результаты которого обобщены в коллективной монографии «Образовательное пространство школы для одаренных детей: от теории к практике» (Приморский край); 

созданы опытно-экспериментальные площадки «Лидер» и «Системно-деятельностный подход к развитию проектно-исследовательских умений обучающихся общеобразовательных школ в условиях введения ФГОС», на базе которых отрабатываются методики и технологии создания социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка (Сахалинская область).

Кроме того, в регионах Российской Федерации организована работа по профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров по вопросу педагогического и психологического сопровождения одаренных детей, проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, организована исследовательская, творческая и проектная деятельность обучающихся.

 

Пункт 7. Разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста. 

С целью нормативного правового обеспечения условий для разработки и внедрения эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста, в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые на законодательном уровне введена отдельная статья «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» (ст. 77).

На базе подведомственных учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов организована работа по подготовке программ соответственно раннего музыкального развития и воспитания детей, художественно-эстетической направленности для детских школ искусств и программ физкультурно-спортивной направленности, а также методик отбора детей с учетом их генетической предрасположенности (письмо Минкультуры России от 14 сентября 2012 г. № 2828-06-05, письмо Минспорта России от 17 сентября 2012 г. № 04-09/1524).

В системе общего образования субъектов Российской Федерации в настоящее время ведется целенаправленная работа по формированию и совершенствованию нормативно-правового обеспечения и научно-методического сопровождения развития одаренных детей. 

В рамках исполнения различных программ регионами Российской Федерации реализуются общие формы работы с одаренными детьми: система подготовительных и конкурсных мероприятий интеллектуальной, творческой, культурной, спортивно-оздоровительной направленности (олимпиады, турниры, тренинги, конкурсы, слеты, фестивали и другие); проведение научно-исследовательских конференций, летних смен, выставок детских проектов. В ряде регионов создаются и совершенствуются очно-заочные школы для одаренных детей при ведущих вузах страны с использованием дистанционных форм обучения (республики Коми, Мордовия, Архангельская, Ивановская, Сахалинская области, Краснодарский, Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ и другие); осуществляется интеграция различных уровней образования, сетевое взаимодействие муниципальных образований (Иркутская, Тверская, Тюменская, Ярославская области).

Также в Центральном федеральном округе:

реализуются проекты «Портфолио обучающегося», «Параллельное профильное обучение», «Университетский класс» (Белгородская и Тамбовская области); организуются клубы по интересам, творческие студии и мастер-классы, научные общества и фольклорно-этнографические экспедиции (Калужская, Курская, Смоленская области); профильные семинары, научные экспедиции, интеллектуальные тематические слёты с использованием систем интернет-поддержки (город Москва и Московская область).

В Северо-Западном федеральном округе:

проводятся научно-исследовательские экспедиции, интеллектуальные марафоны, обучающие семинары (Республика Карелия, Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская области), издаются творческие работы учащихся (Республика Карелия); реализуются проекты «Одаренный ребенок в контексте современной школы», «Индивидуальный проект учащегося – первый шаг на пути к жизненному успеху», проводится конкурс бизнес-идей и научно-исследовательских проектов под девизом «Молодые. Дерзкие. Перспективные» (Санкт-Петербург); организуются дистанционные сессии по общеобразовательным предметам, видеоконференции с последующим размещением материалов на интернет-портале (Ленинградская область).

В Южном федеральном округе организуется внеурочная работа на базе высших учебных заведений (Республика Адыгея, Астраханская и Ростовская области). 

В Северо-Кавказском федеральном округе работает республиканская школа выходного дня (Чеченская Республика); открыты научные объединения обучающихся (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика); реализуются творческие проекты (республики Дагестан, Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край).

В Приволжском федеральном округе:

реализуются проекты «Школьная лига РОСНАНО», «Робототехника», «Первый шаг к Нобелевской премии», «Олимпийская сборная детей сельских территорий» (Пензенской область, Пермский край); апробируется модель оценки школ по показателям участия в олимпиадах (Чувашская Республика); издается сборник исследовательских работ, функционируют экспериментальные площадки развития ребенка раннего возраста (Республика Башкортостан); создан портал «Одаренные дети Самарской области».

В Уральском и Сибирском федеральных округах реализуется программа диагностического сопровождения одаренных детей (Курганская, Свердловская Томская и Тюменская области); введен в эксплуатацию единый образовательный портал для работы с одаренными детьми (Красноярский край).

В Дальневосточном федеральном округе работают региональные экспериментальные площадки, реализуются инновационные проекты «Модель дошкольной прогимназии», «Индивидуальные траектории как средство реализации гимназического образования».

В числе наиболее эффективных методик и инновационных технологий в работе с одаренными детьми регионы реализуют технологии, способствующие погружению школьников в социальную действительность, расширению самостоятельного поискового действия в различных сферах деятельности (информационно-коммуникационные технологии, технологии решения изобретательных задач, методы учебного и научного исследования и проектирования, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей).

В части реализации методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми регионы Российской Федерации указали на использование индивидуальных, интегрированных программ научно-технического направления (по робототехнике, основам компьютерной грамотности), дистанционных версий профильных образовательных программ, программ, ориентированных на потребности стратегических отраслей экономики, программ научно-исследовательской деятельности, дополнительного образования и других.

 

Пункт 8. «Организация профессиональной переподготовки квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и специалистов учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом разработки профессиональных стандартов».

В 2012 году в 10 подведомственных Минспорту России федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих спортивную подготовку и специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью (федеральных училищах олимпийского резерва), прошли повышение квалификации 17 работников.

При поддержке Минкультуры России осуществлено повышения квалификации 400 преподавателей и руководителей образовательных учреждений отрасли культуры, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью в различных направлениях искусств. Также с целью поддержки профессиональных кадров, поощрения преподавателей, работающих с одаренными детьми, проведен Общероссийский конкурс «Лучший преподаватель детской школы искусств».

 

Пункт 9. Организация разработки профессиональных стандартов (изменение в квалификационные характеристики) педагогов дополнительного образования. 

Минобрнауки России были организованы разработка и общественное обсуждение проекта профессионального стандарта педагога дополнительного образования в части изменения квалификационных характеристик. 

29 ноября 2012 г. принято распоряжение Правительства Российской Федерации № 2204-р, которым утверждается план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, предусматривающий утверждение Минтрудом России порядка разработки и применения профессионального стандарта, подготовку методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов, разработку макета профессионального стандарта.

Разработка профессиональных стандартов для преподавателей (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) запланирована на 4 квартал 2013 года, для специалистов в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся) – 4 квартал 2014 года.

Пункт 10. Обеспечение взаимодействия образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.

С целью совершенствования работы с одаренными детьми на основе взаимодействия вузов и школ в рамках проектов ФЦПРО на базе национальных исследовательских и федеральных университетов к настоящему времени созданы и действуют 6 центров и 12 дистанционных школ для работы с одаренными детьми по различным академическим направлениям. 

В реализации проекта задействовано 8 национальных исследовательских и федеральных университетов, среди которых Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Южный федеральный университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Общий объем выделенных на эти цели средств ФЦПРО составил за 2 года (2011-2012 годы) 180 млн. рублей. 

В рамках проекта к настоящему времени: 

разработано более 100 научно-методических, учебных и организационно-нормативных материалов в части научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми; 

через систему семинаров и повышения квалификации прошло более 2500 учителей, преподавателей вузов и специалистов, работающих с одаренными детьми; 

создана система мониторинга процессов взаимодействия высшей и старшей школы по работе с одаренными детьми и молодежью (www.odarmol.ru). Через портал осуществляется взаимодействие и обмен информацией между специалистами Минобрнауки России, организациями-исполнителями проектов ФЦПРО, органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования 49 субъектов Российской Федерации, руководителями и учителями почти 300 общеобразовательных учреждений с общим количеством обучающихся более 150 000 человек (из них 110 учреждений, находящихся в сельской и труднодоступной местности с общим количеством учащихся около 30 000 человек); 

включены в непосредственные занятия (включая разработку индивидуальных образовательных траекторий) более 400 мотивированных обучающихся старших классов. Кроме того, коды доступа к своим «Персональным журналам молодого исследователя» на сайте мониторинга с начала декабря получили еще более 2000 одаренных и мотивированных обучающихся старших классов.

В настоящее время при российских вузах в качестве их структурных подразделений аккредитовано 73 учреждения общего образования, финансирование которых осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов высших учебных заведений.

Регионами Российской Федерации в рамках реализации региональных программ по поддержке талантливых детей также развивается сеть специализированных образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности (лицеи-интернаты по работе с одаренными детьми, губернаторские лицеи, общеобразовательные учреждения на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, ресурсные центры и др.), в том числе на основе взаимодействия с образовательными учреждениями высшего профессионального образования. В некоторые из них одаренные дети переходят из общеобразовательных учреждений, другие (в частности, очно-заочные и дистанционные общеобразовательные учреждения, специализированные летние смены) рассчитаны на то, что одаренные дети продолжают обучаться в массовом общеобразовательном учреждении, параллельно получая дополнительные возможности освоения содержания более высокого уровня сложности.

 

Пункт 11. Разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов России. 

В большинстве субъектов Российской Федерации региональные и муниципальные мероприятия по поддержке одаренных детей и молодежи разработаны и реализуются в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ и подпрограмм, во многих регионах разработаны специальные программы по реализации Концепции.

Так, в Санкт-Петербурге утверждена Программа реализации Концепции в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы. В 100% районов города также приняты и реализуются программы и планы по работе с одаренными детьми и молодежью.

В Омской области реализация положений Концепции предусмотрена в 10 региональных и ведомственных программах, регулируется 14 нормативными правовыми актами губернатора и правительства Омской области. 

Специально созданной распоряжением министерства образования Омской области межведомственной рабочей группой разработан региональный комплекс мер по реализации Концепции. В долгосрочную целевую программу развития образования Омской области внесен ряд изменений, в том числе: увеличены расходы на работу с одаренными детьми и молодежью (на проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников: с 524,3 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей; на участие обучающихся в межрегиональных, всероссийских, международных мероприятиях в сфере образования: с 1072,1 тыс. рублей до 2040 тыс. рублей; на выплату денежных поощрений талантливой молодежи: с 172,5 тыс. рублей до 250 тыс. рублей и др.); дополнительно включен ряд мероприятий с общим объемом финансирования 1315,05 тыс. рублей, в том числе: «Организация учебно-тренировочных сборов для подготовки обучающихся к региональному и заключительному этапам всероссийской олимпиады школьников; поощрение педагогов, руководителей, тренеров, подготовивших победителей и призеров в различных олимпиадах и конкурсах, и другие. 

В муниципальные районы Омской области направлены рекомендательные письма о разработке муниципального комплекса мер по реализации Концепции до конца декабря 2012 года.

В Республике Татарстан в целях реализации Концепции Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 г. № УП-862 утверждена Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», создан Межведомственный координационный совет по реализации Концепции. 

В Республике Марий Эл специально созданной межведомственной рабочей группой разработан и утвержден Комплекс мер по реализации Концепции в республике в 2013 году. Мероприятия по направлению «Поддержка одаренных детей» включены в республиканскую целевую программу «Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011-2015 годы» (поддержка обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, повышение оснащенности центра по работе с одаренными детьми ГБОУ Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат»).

Правительством Ульяновской области утверждена комплексная программа «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи на 2012-2015 годы. Помимо документов, регламентирующих проведение олимпиад, конкурсов и выплат стипендий, в регионе разработана модель сотрудничества образовательных учреждений с вузами авиационной и ядерной направленности.

В Калужской области разработаны и реализуются 9 долгосрочных и ведомственных целевых программ, направленных на реализацию Концепции, включая долгосрочную целевую программу «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы» с объемом финансирования из средств областного бюджета 49 269,3 тыс. рублей.

В Ненецком автономном округе разработан и утвержден региональный план по исполнению Комплекса мер. Кроме того, мероприятия по поддержке молодых талантов включены в долгосрочную целевую программу «Молодежь Ненецкого автономного округа (2011-2013 годы)», а также в ведомственную целевую программу «Развитие образования в Ненецком автономном округе на 3013 год». 

В Воронежской области реализация Концепции осуществляется в рамках 3 долгосрочных и 4 ведомственных целевых программы, одна из которых – «Талантливая молодежь Воронежской области на 2011-2013 годы». В рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы» предусмотрено финансирование программных мероприятий в объеме 5 511,0 тыс. рублей из средств областного бюджета. Вторым источником финансирования реализации региональной системы работы с одаренными детьми в объеме 48 600,0 тыс. рублей является долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 гг.».

Правительством Пермского края утверждена «Дорожная карта в сфере образования», которой предусмотрены мероприятия по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. 

В Челябинской области утверждена региональная концепция сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области и комплекс мер по реализации Концепции общероссийской национальной системы выявления и развития молодых талантов и областной Концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области. Кроме того, в областной целевой Программе развития образования Челябинской области на 2013-2015 годы предусмотрены 23 мероприятия по поддержке одаренных детей и молодежи с общим объемом финансирования более 50,0 млн. рублей.

В Томской области утвержден региональный План мероприятий по реализации Концепции на 2012-2015 годы, включающий 61 мероприятие; создан Региональный координационный совет, разработан проект ведомственной целевой программы на 2013-2015 годы «Одаренные дети». 

В Кемеровской области действует созданный постановлением губернатора областной межведомственный координационный совет по поддержке талантливой молодежи при губернаторе; реализуется утвержденная распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015 годы.

В Алтайском крае разработана и реализуется, в соответствии с утвержденным межведомственным планом работы с одаренными детьми и талантливой молодежью края, Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми, утвержден состав краевого Координационного совета по организации работы с одаренными детьми, разработана республиканская целевая программа «Культура и искусство – детям на 2013-2018 годы».

Распоряжением правительства Свердловской области от 13 июня 2012 г. № 1159-РП утвержден состав межведомственной рабочей группы по подготовке плана мероприятий по реализации Концепции в Свердловской области. Сформированный проект плана проходит процедуру согласования и общественного обсуждения. Доля муниципалитетов, разработавших муниципальные программы по работе с талантливыми детьми и молодежью, составляет около 50%. 

В Новгородской области постановлением администрации области от 7 октября 2011 г. № 518 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Одаренные дети» на 2012-2016 годы. Работа по данному направлению регулируется также областным законом от 30 июля 2010 г. № 800-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки обучающихся, проявивших способности в учебной, научно-исследовательской деятельности», в рамках которого ежегодно присуждаются единовременные и именные стипендии «Господин Великий Новгород», и долгосрочной областной целевой программой «Молодежь Новгородской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации области от 30 сентября 2010 г. № 456. В 100% муниципальных районов и городском округе приняты и реализуются муниципальные целевые программы по работе с одаренными детьми и молодежью. 

Во Владимирской области изданы постановление Законодательного Собрания Владимирской области «О Законе Владимирской области «О поддержке одаренных детей во Владимирской области», а также постановление главы администрации города Владимира «О выплате персональных стипендий города Владимира для одарённых и талантливых детей и подростков».

В Тамбовской области помимо документов, регламентирующих проведение олимпиад, конкурсов и выплат стипендий, действуют распоряжения администрации области «О концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010-2014 г.г.», «О концепции развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2010-2014 годы», приказ управления образования и науки области «О координационном совете управления образования и науки области по работе с одаренными детьми».

В Кабардино-Балкарской Республике реализуется республиканская целевая программа «Одаренные дети Кабардино-Балкарской Республики». Мероприятия по созданию системы выявления и поддержки одаренных детей (в том числе создание единого электронного реестра учета достижений одаренных детей и педагогов, работающих с ними; учреждение республиканского форума достижений одаренных школьников и др.) с объемом финансирования из средств регионального бюджета 3750,0 тыс. рублей включены также в республиканскую целевую программу «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2020 годы».

В Самарской, Саратовской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Тыва, Хакасия, Красноярском крае также приняты и реализуются долгосрочные целевые программы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Так, в Красноярском крае до конца 2013 года планируется: создание 3 краевых и 7 межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми; участие 4828 одаренных детей в форумах достижений; ежегодное обучение 3300 детей по дополнительным общеобразовательным программам на базе межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми; материально-техническая поддержка 2 учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих работу с одаренными детьми; открытие центра олимпийской подготовки спортивно одаренных детей; участие 3340 интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах всероссийского и международного уровней.

Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 октября 2012 г. № 2061 утверждена региональная система выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – региональная система). Положения региональной системы реализуются посредством мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», муниципальных целевых программ в сфере образования, а также Комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления, отбора и развития молодых талантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным приказом департамента образования округа от 21 июня 2012 г. № 1615. Новая система предполагает создание регионального реестра личностных достижений детей, в том числе из числа коренных малочисленных народов Севера. Предусмотрены субсидии и грантовая поддержка для образовательных учреждений и педагогов, наиболее успешно работающих с одаренными детьми и молодежью. Планируется создание современной инфраструктуры и развитие кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей. Предполагается развитие заочных и очно-заочных школ для одаренных детей на базе ведущих вузов Уральского федерального округа. В ямальских школах главными участниками системы станут победители и призеры различных этапов всероссийской олимпиады школьников, интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, а также отличники учебы.

Разработаны и реализуются долгосрочные региональные и муниципальные целевые программы по выявлению и развитию молодых талантов в Чукотском автономном округе.

В Новосибирской области разработана долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы», на реализацию которой предполагается общий объем финансовых средств областного бюджета в размере 1 272 267,8 тыс. рублей. В результате предполагается к концу 2017 года в области создать 10 региональных, межмуниципальных и муниципальных ресурсных центров развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Доля детей, получающих услуги в специализированных учебных учреждениях, направленных на развитие, поддержку и сопровождение одаренности, должна увеличиться с 1 до 5 процентов от общего числа обучающихся области. Программа предусматривает, в том числе расширение проекта специализированных классов (будут задействованы свыше 40 школ области и более ста классов) на основе трансляции опыта специализированного научно-учебного центра при Новосибирском госуниверситете, обладающего опытом отбора и подготовки школьников, одаренных в области физики, математики, естественных наук. 

Подпрограммы по направлению «Одаренные дети» в рамках целевых программ утверждены и реализуются также в Москве, республиках Бурятия, Мордовия, Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Астраханской, Амурской, Белгородской, Ленинградской, Ивановской, Вологодской, Курской, Курганской, Орловской, Рязанской, Пензенской, Смоленской, Тверской, Тюменской, Ярославской областях, Алтайском, Краснодарском, Камчатском краях (в некоторых регионах обновленные с учетом Концепции). 

В Чеченской Республике реализуются муниципальные целевые программы «Одаренные дети» на 2011-2015 годы, созданы муниципальные банки данных одаренных детей, разработан проект республиканской целевой программы «Молодость и талант».

Изданы нормативные документы, регулирующие проведение конкурсов и выплату адресных материальных поощрений, а также запланированы отдельные мероприятия по поддержке одаренных детей и молодежи в целевых программах республик Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Калининградской, Магаданской, Новгородской, Сахалинской областей, Приморском, Хабаровском краях, Еврейской автономной области.

В 14 субъектах Российской Федерации приняты акты, закрепляющие методику расчета норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей: Белгородская, Воронежская, Кемеровская, Ленинградская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тамбовская, Томская, Челябинская области, Краснодарский край, Республики Башкортостан, Северная Осетия - Алания, Чувашская Республика (в 2010 году такого рода акты были утверждены только в 3 субъектах Российской Федерации). Еще ряд регионов проинформировал о подготовке к принятию подобных документов.

Средний показатель объема финансовых средств, целенаправленно выделенных на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи из регионального бюджета, по сравнению с прошлым годом вырос в среднем на 3 893,84 тыс. рублей и составил 15 988,72 тыс. рублей. В группу лидеров по финансированию талантливой молодежи из регионального бюджета входят республики Татарстан, Мордовия, Дагестан, Чувашская Республика, Москва, Приморский, Пермский, Краснодарский края, Ямало-Ненецкий автономный округ, Владимирская, Московская, Нижегородская, Кемеровская, Калининградская, Самарская, Тверская, Орловская, Челябинская, Ивановская, Ленинградская области.

 

Пункт 12. Разработка электронных образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным программам дополнительного образования детей.

Данная задача системно решается в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы, государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, ПНПО (мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов») и модернизации региональных систем образования.

В процессе реализации мероприятия ПНПО в субъектах Российской Федерации наработан положительный опыт организации дистанционного образования детей-инвалидов:

урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому;

созданы организационно-методические и технические условия для обучения на дому детей-инвалидов по образовательным программам общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

сформировано педагогическое сообщество, имеющее профессиональные навыки обучения детей-инвалидов на основе дистанционных образовательных технологий.

К настоящему времени созданы условия для получения общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий 25 тыс. детей-инвалидов, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать общеобразовательные учреждения (100% к плановому показателю); оборудованы рабочие места 22 тыс. педагогов, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; прошли обучение по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов 22 тыс. педагогов и 17 тыс. родителей; функционируют 82 региональных центра дистанционного образования.

Мониторинг действующих в субъектах Российской Федерации моделей дистанционного общего образования детей-инвалидов обеспечил получение информации:

об учреждениях, на базе которых организуется эта работа (общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, центры образования, региональные институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и др.);

об основных видах и направлениях деятельности;

о категориях обучающихся детей-инвалидов;

об условиях передачи в пользование специализированного оборудования и предоставления Интернет-каналов для осуществления дистанционного обучения;

о качественном составе педагогов, работающих по программе дистанционного обучения (возраст, педагогический стаж, категория, наличие специального обучения);

об использующихся формах обучения детей-инвалидов;

о формах учебного взаимодействия, применяемых в учреждениях (электронные журналы, форумы, блоги, сообщества, социальные сети, сетевые кабинеты, дневник, предметные курсы и пр.).

В системе дополнительного образования детей созданы необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения воспитаннику «ситуации успеха», самореализации личности обучающегося и педагога.

Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Создаются дополнительные образовательные программы профессиональной ориентации, призванные максимально использовать возможности дополнительного образования для выявления и развития профессиональных способностей и склонностей обучающихся.

В рамках проектов ФЦПРО в течение 2009-2010 годов разработан ряд новых учебно-методических материалов, электронных курсов по программам общего и дополнительного образования детей. В рамках ПНПО, начиная с 2009 года, для использования в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов во всех субъектах Российской Федерации предоставляется доступ к информационным ресурсам, размещенным на сайте http://iclass.home-edu.ru.

Указанный сайт содержит электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) по программам общего образования (с 1 по 11 класс), а также более 150 курсов по программам дополнительного образования. Коллекция ЭОР систематически дополняется и обновляется. В ее состав входят текстовые, аудио и видео ресурсы, интерактивные модели, вариативные задания, тесты, форумы, инструменты для организации группового взаимодействия в режиме он-лайн.

По данным ежемесячного отчета более 40 тысяч пользователей в субъектах Российской Федерации – обучающихся на дому детей-инвалидов и обучающих их учителей – зарегистрированы на данном сайте и регулярно пользуются его ресурсами.

В 2011-2012 годах в рамках ФЦПРО с целью создания ЭОР нового поколения – открытых образовательных модульных мультимедиа-систем – реализованы проекты: 

«Разработка вариативных электронных образовательных ресурсов для основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Данные ЭОР предусматривают также широкий спектр учебных предметов цикла дополнительного образования детей.

«Разработка модулей ЭОР с адаптивной настройкой для обучения профессиональным навыкам лиц с ограниченными физическими возможностями». В рамках проекта разработаны адаптивные модули по специальностям «Делопроизводитель», «Экономика и бухгалтерский учет», «Программирование в компьютерных системах».

Указанные ЭОР могут использоваться в процессе обучения детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами с любыми типами заболеваний при условии наличия у детей специализированного оборудования, компенсирующего недостатки их физического развития.

При использовании ЭОР обучающийся имеет возможности настройки аудиовизуальных элементов контента в соответствии с собственными запросами: изменение цветового фона, размера шрифтов и изображений, темпа и тембра речи и так далее, что позволяет комфортно воспринимать информацию, выполнять задания и проходить аттестацию.

В течение 2010-2012 годов реализован проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения (включая культурно-познавательные сервисы), систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».

Принципиально важными являются разработка и реализация в рамках указанного проекта ЭОР творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов для обеспечения деятельностного подхода в обучении и развитии творческого потенциала обучающихся, а также целостной системы культурно-познавательных и социально значимых сервисов развития системы электронного, в том числе дистанционного обучения, обеспечивающего полноценный образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями вне образовательных учреждений.

В настоящее время не менее 6 тысяч учебных модулей размещены в открытом доступе на сайте федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru.). Среднее количество обращений пользователей к федеральной системе информационных образовательных ресурсов составляет свыше 1,5 млн. единиц.

В субъектах Российской Федерации разработан и реализуется общеобразовательными учреждениями спектр программ дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Среди наиболее распространенных дополнительные программы по поддержке предметов федерального компонента (службы консультаций по русскому языку, литературе, химии, английскому языку, алгебре и началам анализа, геометрии, информатике и ИКТ, географии России и др.), дополнительные программы художественно-эстетической направленности («Компьютерная кисточка», «Живая кисть (китайская живопись)», «Компьютерная графика», «Музыкальные истории», «Изостудия» и др.), дополнительные программы историко-культурологической направленности («Путешествие в мир музеев», «История Англии», «Мифы вокруг нас», «Мировая художественная культура», «История русской культуры», «Библейские истории в шедеврах мирового искусства», «История мировых религий», «История письменности и книги», «Любовь к мудрости /из истории философии/» и др.), дополнительные программы научно-технической направленности («Информационные технологии», «Цифровой звук», «Изучаем язык программирования «Паскаль», «Цифровое видео», «Робототехника», «Веб-мастерская», «Программист», «Пользователь ПК», «Занимательные опыты в домашней лаборатории», «Флеш-мастерская», «Я – исследователь», «Математическая игротека» и др.), программы психолого-медико-педагогической и коррекционно-дефектологической помощи («Коррекционная помощь при недостаточном развитии уровня словесно-логического мышления», «Коррекция речевых нарушений», «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов», «Коррекции поведения, эмоционально-волевой сферы, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии для детей с ЗПР», «Коррекция эмоционально-волевой сферы», «Лечебно-физкультурный комплекс (ЛФК)» и другие.

Использование в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования информационно-коммуникационных технологий позволяет создать дополнительные развивающие условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и их социально-педагогического сопровождения, для организации и формирования у детей данной категории нового социального опыта, персонификации объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования. 

 

Пункт 13. Подготовка предложений по совершенствованию системы государственного и общественного контроля за организацией и проведением интеллектуальных и творческих состязаний в целях обеспечения объективности, гласности и прозрачности экспертиз и конкурсных процедур.

Совершенствование системы государственного и общественного контроля организации и проведения интеллектуальных и творческих состязаний в целях обеспечения объективности в настоящее время осуществляется по ряду направлений, включая нормативное правовое регулирование проведения интеллектуальных состязаний школьников: всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) и олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников (далее – олимпиады РСОШ). 

Приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. 285 «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников» предусмотрены: 

размещение информации о победителях и призерах олимпиады на web-сайтах организатора (организаторов) олимпиады и (или) олимпиады (п. 17);

полномочие общероссийской общественной организации «Российский Союз ректоров» по осуществлению организационно-технического и научно-методического сопровождения деятельности Совета олимпиад (п. 9);

закрепление полномочий Совета олимпиад по организации контроля проведения олимпиад и экспертизы их результатов, по представлению в Минобрнауки России ходатайства об исключении олимпиады из перечня олимпиад; по обеспечению контроля и учета дипломов, выданных победителям и призерам олимпиад (п. 10).

Проведение ВсОШ регламентируется Положением о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2009 г. № 695 (далее – Положение), а также приказами Минобрнауки России об утверждении состава Центрального оргкомитета ВсОШ, о проведении заключительного этапа ВсОШ в учебном году, об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится ВсОШ и другие.

Так, с целью обеспечения объективности, гласности и «прозрачности» проведения ВсОШ Положением предусмотрены:

осуществление общего руководства проведением олимпиады и ее организационного обеспечения Центральным оргкомитетом олимпиады (далее – ЦОК), в состав которого, в том числе включаются представители образовательных, научных и общественных организаций. 

К числу полномочий ЦОК отнесены подготовка предложений о составе центральных предметно-методических комиссий ВсОШ (далее – ЦПМК) и жюри заключительного этапа олимпиады, рассмотрение совместно с ЦПМК олимпиады заявлений участников регионального или заключительного этапов ВсОШ по поводу оценки выполненного олимпиадного задания в случаях, когда участник регионального или заключительного этапов олимпиады и жюри не смогли прийти к единому мнению, и другие. К числу полномочий ЦПМК отнесены, в том числе рассмотрение апелляций участников, разработка критериев и методик оценки олимпиадных заданий, создание жюри этапов ВсОШ. К числу полномочий жюри отнесено рассмотрение совместно с оргкомитетом соответствующего этапа олимпиады апелляций участников.

С целью контроля за формированием списка победителей и призеров ВсОШ список всех участников регионального этапа олимпиады с указанием набранных баллов заверяется организатором данного этапа (п. 48); итоговые результаты заключительного этапа ВсОШ по всем общеобразовательным предметам, сформированные на основании протоколов жюри заключительного этапа олимпиады, утверждаются приказом Минобрнауки России (п. 60). 

Гласность и «прозрачность» проведения ВсОШ и олимпиад школьников также осуществляется через постоянно действующие сайты, на которых в открытом доступе для обучающихся, родителей и широкой общественности размещаются письма, методические материалы, рекомендации, а также результаты участников олимпиад, протоколы Центрального оргкомитета ВсОШ, Российского совета олимпиад школьников. С целью общественного контроля списки участников ВсОШ публикуются на сайте www.rosolymp.ru, протоколы проверки работ – на сайте http://olympiads.mccme.ru.

Кроме того, ежегодно Министром образования и науки Российской Федерации утверждается график посещения предметных олимпиад заключительного этапа ВсОШ специалистами Министерства. Государственный контроль за проведением олимпиад школьников осуществляет Рособрнадзор. Также к контролю за проведением предметных олимпиад заключительного этапа ВсОШ привлекаются общественные наблюдатели. 

Показателями высокого качества отбора победителей и призеров ВсОШ (около 1,5 тыс. человек ежегодно) являются стабильно высокие результаты участия российских сборных команд в международных олимпиадах, а также высокая успеваемость победителей ВсОШ, поступивших в вуз по результатам всероссийской олимпиады школьников, не только по профильным, но и по другим предметам. 

Вместе с тем результаты успеваемости в вузе победителей и призеров олимпиад РСОШ (их около 20 тысяч человек ежегодно) показывают необходимость совершенствования различных форм контроля за качеством проведения данных олимпиад и качеством отбора победителей и призеров. Данный вопрос ежегодно рассматривается на заседаниях РСОШ.

В целях совершенствования системы государственного и общественного контроля за организацией и проведением интеллектуальных и творческих состязаний по результатам анализа предложений субъектов Российской Федерации и РСОШ в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включены нормы о полномочиях Минобрнауки России в части утверждения уровней олимпиад школьников, количественных, качественных критериев и уровней олимпиад школьников, установления единой формы дипломов для победителей и призеров заключительного этапа ВСОШ и олимпиад школьников, подтверждающих особое право абитуриентов при поступлении в вуз. Также Федеральным законом законодательно закреплена норма об общественном наблюдении за проведением всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников (ч. 3 ст. 77). 

Гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей, Федеральным законом предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Также с целью совершенствования системы контроля за организацией и проведением олимпиад школьников, обеспечения объективности, гласности и «прозрачности» их проведения Российским Союзом ректоров (далее – РСР) и РСОШ в экспертную систему олимпиад школьников включены 321 эксперт из 8 федеральных округов (21 экспертная комиссия по предметам и комплексам предметов); развивается практика инспекций качества интеллектуальных соревнований с участием представителей федеральных и региональных органов управления образованием, Рособрнадзора, организаций работодателей. Так, в 2012 году выездными инспекциями были осуществлены проверки 40% олимпиад (31 из 78 олимпиад Перечня) в 18 субъектах Российской Федерации.

Дополнительно РСР и РСОШ предложены и будут реализованы следующие меры:

включение на основании анализа динамики результатов исследований успеваемости студентов вузов России за 2009-2012 годы, проведенных РСР, в ежегодно утверждаемый перечень олимпиад школьников только тех олимпиад, которые получили оценки экспертных комиссий «хорошо» и «отлично»;

обеспечение перехода к полномасштабным обязательным онлайн-трансляциям очных туров олимпиад школьников, претендующих на включение в ежегодный перечень, на портале РСОШ «Мир олимпиад» и сайтах организаторов олимпиад;

организация на портале РСОШ «Мир олимпиад» базы «РСОШ для экономики», содержащей данные об успехах и достижениях победителей и призеров олимпиад школьников; системы «Олимпиады-антиплагиат»; онлайн-трансляций очных туров олимпиад школьников; всероссийского форума участников и организаторов олимпиад;

включение представителей организаций работодателей в экспертные советы РСОШ для контроля творческого характера и профориентационной составляющей олимпиадных заданий;

ограничение квоты победителей заключительного этапа олимпиад школьников на уровне не более 5% с целью значительного улучшения качества победителей;

развитие практики обязательной апелляции (в том числе открытой) в системе олимпиад школьников РСОШ.

На экспертизу качества организации олимпиад школьников с учетом данных по успеваемости их лауреатов в вузах за последние 3 года Минобрнауки России предусмотрено выделение средств в общем объеме 2,8 млн. рублей (приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2012 г. № 708).

С целью совершенствования системы государственного и общественного контроля организации и проведения творческих состязаний школьников, обеспечения объективности, гласности и «прозрачности» их проведения Минкультуры России также предложены и реализуются следующие меры:

размещение информации об условиях и ходе проведения мероприятий на сайте организатора;

осуществление контроля за проведением мероприятий путем привлечения к участию в экспертных комиссиях представителей профессионального педагогического сообщества, общественных объединений, высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля;

учет специфики проводимых мероприятий при разработке критериев оценки проводимых мероприятий.

 

Пункт 14. Подготовка предложений по продлению действия Указа Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» на 2013-2014 годы.

В соответствии с пунктом 14 Комплекса мер Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 892 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (далее – Указ) продлено его действие на 2013-2014 годы. В соответствии с Указом Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление государственной поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в объеме 200,0 млн. рублей ежегодно.

 

Пункт 15. Подготовка предложений о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, исходя из необходимости их финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая возможное софинансирование из федерального бюджета.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 (подпункт «б» пункта 2) по вопросу о подготовке предложений о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнова


Источник: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3451


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Министерство образования и науки Российской Федерации 33 поздравления с днем рожденья или рождения



Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017 Календарь мероприятий и конкурсов по робототехнике
Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017 Московский техникум космического приборостроения
Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017 Комитет по делам образования города Челябинска
Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017 ГБПОУ Сосновский АПТ
Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017 КГТА
Конкурс научно-технического творчества молодежи нттм 2017 Анекдотов. net - анекдоты в рунете, первоисточник смешных
Белорусская ассоциация «Конкурс». Международный конкурс по иностранным Воспитатели России: О НАС День матери Игры и конкурсы Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения Обеспечение контракта по 44-ФЗ - Тендер Финанс Подведены итоги зонального этапа XI Всероссийского Поздравления коллег с Днем учителя Поздравления маме с днем рождения сына