Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации

Методические рекомендации

Введение

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

Профессии родителей

Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

Собственный практический опыт профессиональной работы

Примеры и опыт друзей, знакомых

Советы родителей или других родственников

Рекомендации учителей

Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах

Профильное образование в 10-11-х классах

Интуитивное принятие решений

Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы

Все это неважно, так как всё определяет случай

Престиж профессии в обществе

Другое

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Заместитель председатель Совета Министров Республики Беларусь А.Н.Косинец в своем интервью заместителю главного редактора журнала «Вышэйшая школа» определил: «… глубоко убежден в необходимости усилить профориентационную работу в школе: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем оплаты и условиями работы в различных сферах деятельности, приглашать для этого специалистов-практиков с предприятий и организаций. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей» (Косинец, А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства / А.Н.Косинец // Советская Белоруссия. - 2007. – 30 октября. – С.11-14. ).
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.


Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

При неизменной общей цели конкретная цель и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.
Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.
В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.
Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. Например, проведенный учителем биологии УО «ГОСШ № 12 г.Витебска» Соломахиной М.В. анализ профориентационных возможностей курса общей биологии средней школы свидетельствует о достаточно объёмном профессиональном ареале предмета. Он включает более 60 профессий и специальностей, относящихся к типу «человек-природа» по классификации Я.А.Климова, за исключением медицинских профессий (смешанный тип: «человек-природа», «человек-человек»), которые условно можно распределить на 4 сегмента:
1. Цитологический сегмент: биохимик, биофизик, гистолог, цитолог,
физиолог, биомеханик.

  • Генетический сегмент: биотехнолог, эмбриолог, селекционер, инженер-генетик, генетик, биоэтик, геронтолог, микробиолог.
  • Эволюционный сегмент: палеонтолог, археолог, антрополог, зоолог, ботаник, систематик, вирусолог, альголог, миколог, энтомолог, ихтиолог, гидробиолог, орнитолог, маммолог.

4. Экологический сегмент: радиобиолог, эколог, этолог, фитоценолог, зооценолог, агроном, медик-эколог, фитопатолог.
Профессиональные сведения об этих профессиях включены в разделы курса общей биологии.
Так, в разделе «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», раскрывается смысл профессиональной деятельности цитолога, в разделе «Организм – биологическая система» – смысл деятельности эмбриолога, гистолога, биохимика, биофизика, а при изучении раздела «Наследственность и изменчивость» – деятельность генетика, биоэтика, который вынужден принимать этические решения в области наук о человеке.
В курсе биологии 11-го класса при изучении тем: «Эволюция живых систем», «Происхождение жизни на Земле», «Хозяйственная деятельность человека» уделяется внимание изучению смысла профессиональной деятельности палеонтолога, систематика, эволюциониста, радиобиолога, медика-эколога, селекционера, инженера-генетика и других.
На таких уроках профессиографическое исследование должно быть выделено в самостоятельный вид деятельности учащихся. Ученикам может быть рекомендовано написание профессиограммы по данному направлению деятельности, и желательно, чтобы поиск проходил непосредственно на рабочем месте профессионала. Только тогда возможна реализация интегрированной задачи – подготовленности личности к профессионально-образовательной деятельности.
Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.
Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.
С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику (см. Приложение 1).
Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.
Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.


Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации (см. Приложение 2).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети допрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе допрофильной подготовки («Твоя профессиональная карьера») и профильного обучения («Технология профессионального успеха»).

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

Для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного обучения в школах области ведется целенаправленная работа по конструированию целостной системы профориентации с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей школьников, уровня готовности мотивации к совершению сознательного профессионального выбора. Педагогические коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, при которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, представители общественности (см. Приложения).
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся выделяются 4 основных этапа, ставятся профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Начальной точкой профориентации является дошкольная группа. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей Родины. Детская игра, в которой ребенок «примеряет на себя» разные профессиональные роли, помогает воспитателю лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, нереализованные желания, жизненные позиции, отношения с окружающими.

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования
II.1. Основная школа (5-7 классы).
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
II.2. Основная школа (8-9 классы).
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11(12) классы).
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.


Опыт работы педагогического коллектива УО «ГОСШ № 1 г.Миоры» по реализации проекта
«Профессиональное самоопределение учащихся 1-11 классов
средствами системной профориентационной работы»

Педагогический коллектив школы (директор Ханецкий В.В.) поставил перед собой цель оказание психолого-педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  • оказание психологической помощи учащимся и их родителям в построении индивидуальной образовательной траектории ребенка;
  • формирование у учащихся навыков самопознания, социального и профессионального опыта.

Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, педагога социального с учащимися и их родителями.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этапначальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:
1 классы знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;
2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;
3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;
4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах общеэстетической направленности.
На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся.
На 3 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.
4 этап – 10-11(12) классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.
Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, гностических профессиях.
В среднем звене учащимся предоставлена возможность включиться в допрофильную подготовку. В школе открыты гимназические классы, классы технологического профиля, углубленного изучения иностранного языка; работают группы повышенного уровня изучения математики, информатики, иностранного языка. Учащиеся имеют право выбора факультативных занятий и курсов по выбору.
Учащиеся 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни дублера», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, педагога социального, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности, практикуются экскурсии в профессионально-технические училища, расположенные в ближайших районах. На старшей ступени с учетом выбора учащихся открыты полипрофильные классы.
Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио. Для учащихся начальных классов мы предлагаем создание коллективного портфолио (портфолио профессий), для среднего звена портфолио личностного роста ученика, для старшеклассника портфолио компетентности. Данная деятельность формирует у учащихся старшей ступени и среднего звена умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности ученика среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в профильные классы.


Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).


Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения


Критерии

Показатели

9-10 класс

11-12 классы

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости про-фессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК)

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей

Мотивационно-ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК


Приложение 1

Программа социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся

Опыт работы УО «Барсуковская государственная общеобразовательная средняя школа Докшицкого района»

Пропедевтическое и обучающее направление

Цели:

  • ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника;
  • развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к
    планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения;
  • обучение основам выбора профессии.

Формы работы
Целевые группы - начальная школа - средняя школа.
Ролевые игры из цикла «Город мастеров» (начальные классы), классные часы, тренинговые занятия «Проблемы выбора», «Я в мире профессий», «Уроки выбора профессии», «Шаги к профессии», «Я выбираю профессию», «Мой жизненный выбор», «Мое профессиональное будущее» (5-9 классы) и т.п.; экскурсии на предприятия и в учреждения, встречи с представителями различных профессий и специальностей, со специалистами Центра занятости, оформление стенда «Я выбираю профессию», заметки и специальные выпуски школьной газеты «Праменьчык» и т.п.

Консультационное направление

Цели:

  • актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения;
  • повышение психологической компетенции;
  • ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации

Формы работы:
(Целевые группы – учащиеся 7-9 классов и их родители)

  • Групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностики, по вопросам самоопределения школьников.
  • Консультирование по результатам углубленной диагностики

(Целевые группы - педагоги, администрация и родители)

  • Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.
  • Индивидуальные консультации по организации профориентационной
    работы

Диагностическое направление
Цели:

  • активизация профессионального самоопределения;
  • содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей;
  • выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса

Формы работы:
(Целевые группы - учащиеся 8-11 классов и их родители)

  • Анкетирование учащихся и их родителей по теме «Мое профессиональное будущее» / «Профессиональное будущее моего ребенка»
  • Изучение приоритетов подростков, различных жизненных ценностей (метод самооценки).
  • Диагностика личностных особенностей, профессиональная «Карта интересов» А.Е.Голомштока (модифицированный вариант), опросник профессиональных склонностей Л.А.Йовайши, школьный тест умственного развития (под ред. К.М.Гуревича, модифицированный вариант), методика определения типа мышления.
  • Углубленная индивидуальная психодиагностика по запросу учащихся и их родителей.

Приложение 2

Примерный план профориентационной работы школы

Содержание деятельности

 

Ответственные

Организационная работа в школе

1

Оформление кабинета, уголка по профориентации.
“Твоя профессиональная карьера”
“В мире профессий”
“Слагаемые выбора профессии”
Оформление стенда (общешкольного): “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.
“Образовательная карта школы (района, города)”.
(школьная сеть, направления, учебные заведения)

Совет по профориентации

2

Работа школьного совета по профориентации.

Зам. директора по воспитательной работе

3

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников X, XII кл.)

Зам. директора по воспитательной работе

4

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации.
“Организация профориентационной работы в классе”

Зам. директора по воспитательной работе

5

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

Зам. директора по воспитательной работе

6

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

Библиотекарь

7

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

Администрация

8

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных (см. Приложение 5)

Зам. директора по УВР, зам. директора по воспитательной работе

9

Введение ориентационных курсов по выбору и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и «Мое профессиональное будущее»(см. Приложение 6)

Зам. директора по УВР

10

Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть"

Редколлегия.

11

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель

12

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, руководительсовета по профориентации

13

Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают»

Зам. директора по воспитательной работе

14

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

Зам. директора по воспитательной работе, совет по профориентации

Работа с педагогическими кадрами.

1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп

Зам. директора по воспитательной работе

2

Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы»

Зам. директора по УВР.
Зам. директора по воспитательной работе

3

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
“Система образования в Республике Беларусь”;
“Система профориентационной работы в городе, в школе”;
“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;
“Работа с учащимися по интересам”;
“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
“Профориентация в процессе изучения основ наук”

Зам. директора по воспитательной работе.
Руководитель МО
Психолог

4

Организовать для педагогов профконсультации
по изучению личности школьника
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”,
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

5-8 кл
9-10 кл
9-11 кл
11-12 кл

Психолог.

5

Организовать проведение конкурса пособий
по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.

Совет по профориентации
Зам директора по воспитательной работе

6

Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

Зам. директора по воспитательной работе

7

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

Психолог.

8

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

Зам. директора по воспитательной работе

9

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися

Зам. директора по воспитательной работе

Работа с родителями

1

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Зам. директора по воспитательной работе

2

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”

Кл. руководитель,
Психолог

3

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

Кл. руководитель
Учителя-предметники

4

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

Кл. руководитель

5

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

6

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий

Кл. руководитель
Учителя-предметники

7

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Кл. руководитель
Психолог

8

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам

Зам. дир. по восп. работе
Кл. руководитель

9

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений

11 кл

12 кл

12 кл

Кл. руководитель
Психолог

Работа с учащимися

1

Допрофильная подготовка
Курс “Выбор” и “Твоя профессиональная карьера”

Учителя-предметники
Кл. руководитель

2

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

6-12 кл..

Кл. руководитель

3

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

Психолог.
Кл. руководитель

4

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

Кл. руководитель
Психолог

5

Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений

Кл. руководитель

6

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся

Психолог.

7

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”,“Фестиваль профессий”.
Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.
Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”
«Мама, папа на работе»

1-4 кл

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

8

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

Учителя "технологии".

9

Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:
“Транспорт”, “Военные профессии”
“Информационные технологии”.
“Строительство и архитектура”, и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

К.л. руководитель, библиотекарь.

10

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”

5-11кл.

Кл. руководитель

11

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

Кл. руководитель

12

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

Зам. директора по воспитательной работе

13

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9-12кл.

Зам. директора по воспитательной работе

14

Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д.
Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками

1-4 кл.
6-12кл.

Учителя-
предметники

15

Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения

9-10кл.

Кл. руководитель, психолог

16

Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

9-12кл.

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

17

Оформление на каждого учащегося профориентационной карты

Кл. руководитель, психолог.

18

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

Учителя "Технологии"

19

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

Кл. руководитель

20

Организация «Дня выпускника» для учащихся на бирже труда

12кл.

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

Психолог

21

Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- знакомство со строительными профессиями;
- пришкольный лагерь отдыха (педкласс)

7-9 кл

9-10 кл

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

22

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии

Кл. руководитель

23

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

Библиотекарь.

24

Защита проектов
“Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”
“Ступени мастерства”
“Мои жизненные планы, перспективы и возможности”

Кл. руководитель


Приложение 3

Проект УО «ГОСШ № 29 г.Витебска
«Профориентационная работа в школе»

Неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки является профориентационная работа. Учащиеся и их родители должны владеть полной информацией о перспективных потребностях рынка труда, системе профессионального образования в районе и городе и возможностях допрофильной подготовки в школе. Нужно составить «образовательную карту» школы, города, что позволит эффективно организовать информационную и профориентационную работу. Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления:

  • помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения;
  • повышение готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо:

  • Четко выделить этапы профориентационной работы;
  • Подобрать методики для изучения профессиональных интересов и намерений учащихся;
  • Разработать систему учета полученных результатов.

В профориентационной работе как компоненте допрофильной подготовки школьников выделяем 3 этапа:

I этап7-8 классы

  • ознакомление с «образовательной картой» города;
  • предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

На этом этапе можно использовать дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова и различные варианты опросника профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой

II этап9 класс

  • обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности;
  • организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
  • выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения.

На этом этапе будет использоваться опросник профессиональной готовности и анкета « Направленность. Интересы. Намерения».

III этап – 10 класс:

  • выявление соответствия возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
  • соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля; проведение ранжирования факторов, в котором независимо друг от друга принимает участие сам ученик, его родители, классный руководитель, психолог;
  • ведение курса «Моё профессиональное будущее» (в рамках учебного плана).

На всех этапах должна заполняться «Профориентационная карта учащегося», которая может быть продолжена на старшей ступени обучения, если ученик продолжает обучение в школе. Ведение профкарты позволит классному руководителю и психологу прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика. Профориентационная карта позволит своевременно оказывать помощь учащимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и профконсультирование. Во втором полугодии заполняется анкета-рекомендация для определения направления и формы организации профильного обучения (I часть анкеты заполняется учеником, II часть - членами педагогического консилиума, которые рекомендуют ученику предметы для изучения на повышенном или углубленным уровне и форму организации обучения).


 

Информационная карта школы УО «ГОСШ № 29 г.Витебска»

школа, ее реквизиты

профили обучения

ориентация на специальность

Допрофильные курсы в 8-10 классах.
Профильные курсы в 11-12 классах

формы профориентационной работы

1

2

3

4

5

УО «ГОСШ № 29 г.Витебска им.В.В.Пименова»:
учащихся – 1291;
Количество классов – 55;
Количество классов с уклонами, повышенным и углубленным уровнем изучения предметов, профильных – 31, в них обучается:
в нач.классах – 29% учащихся,
в 5-10 классах – 57,3%,
в 11-12 классах – 100%.
В школе работает:
клубов – 6,
кружков – 14,
занятия по интересам – 31,
факультативов и курсов по выбору – 96.
Количество учителей – 108, из них:
кандидатов наук – 4,
преподавателей ВУЗов – 7,
«Отличников образования РБ» - 6,
учителей высшей категории – 32,
категории – 50,
категории – 20,
б/к – 6
с 1998 г. – школа является экспериментальной площадкой МО РБ по апробации модели средней общеобразовательной школы с 12-летнием сроком обучения;
С 2005 г. – эксперимент МО РБ «Апробация блочно-модульного обучения учащихся по отдельным непрофильным предметам в экспериментальных классах физико-математического профиля на старшей ступени обучения»

Химико-биологический (9, 10, 11)

химик, биолог, эколог, преподаватель, врач, агроном, зооинженер, врач ветеринарной медицины и т.д.

8-10 классы:
- химия (9, 10)
- биология (9, 10)
- экология (8-10)

- Диагностика интересов и профнамерений учащихся;
профконсультации (индивидуальные и групповые)
- тренинги;
- беседы;
экскурсии (в учебные заведения и на предприятия);
- встречи с родителями, представителями учебных заведений, предприятий;
- выпуск газет, оформление стендов «Твое профессиональное будущее»;
- защита творческих проектов по трудовому обучению и по теме «Моя будущая профессия»;
- выставки работ учащихся по трудовому обучению, ДПИ, техническому творчеству;
- декада трудового обучения и профориентации;
- информирование учащихся и их родителей о запросах рынка труда;
- организация работы по самообслуживанию, ремонту школы, летней практики.

11-12 кл.
- химия (11, 12)
- генетика с основами биотехнологии,
- общая биология

Физико-математический (11,12)

преподаватель, физик, математик, механик, инженер, инженер-механик, инженер-технолог, экономист, техник, радиофизик

- математика (8, 9, 10)
- информатика (8, 9)
- физика (8, 9, 10)
- геометрическая резьба по дереву (10)
- черчение

- методы решения физических задач (11, 12)
- информатика
- математика

Информатико-математический (9 кл.)

программист, математик, бухгалтер, экономист, преподаватель

- физика
- математика
- информатика

Филологический (11, 12) (бел.филология)

филолог, преподаватель, журналист, библиотекарь, переводчик, лингвист,
педагог-психолог, социальный педагог

бел.язык (8, 9, 10)
русский язык (8, 9, 10)
англ.язык (9, 10)
нем.язык (8)
трудные вопросы рус.языка (11)
словоформообразование и морфология (12)
лексіка і фразеалогія бел.мовы (11, 12)
сучасны літаратурны працэс (11, 12)
основы педагогики и психологии (11, 12)
- англ.язык (11, 12)

Историко-обществоведческий

историк, философ, политолог, социолог, журналист, преподаватель, юрист, психолог, социальный педагог

Права ребенка (8, 9)
Исследуя гуманитарное право (8, 9)
история Беларуси (11, 12)
основы современных цивилизаций (11, 12)
«Великая Отечественная война» (12)

На ступени классы с повышенным и углубленным уровнем изучения предметов:
- с повышенным

Кроме того: 8-10 кл.
ДПИ (8, 9, 10)
Художественное выжигание (9)
Психология характера (8, 9)


 

Приложение 4

Опыт профориентационной работы учителей начальных классов УО «Государственная гимназия № 5 г.Витебска»

В начальной школе важно расширить представления ребенка о различных профессиях.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя уверенно.

С 1-го года обучения учителя проводят определённую работу по расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания:

  • Экскурсия на школьный участок.
  • Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своём труде)
  • Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
  • Беседа «Весенние работы в саду, огороде, поле»
  • Беседы на тему «Бережное отношение к природе».
  • Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад.

Во 2-м классе продолжаем знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляем представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности:

  • Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофёра, комбайнёра, овощевода.
  • Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»
  • Знакомство с профессией портнихи.
  • Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
  • Профессии наших пап.
  • Знакомство с профессиями наших мам.
  • Экскурсия в библиотеку. Беседа о работе библиотекаря.

В 3-м классе продолжаем развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомим с трудом окружающих людей и их профессиями, вырабатываем первые навыки организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы. Учащиеся проявляют активность и инициативу в поисках полезных дел:

  • Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
  • Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
  • Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
  • Просмотр видеофильма «Будь осторожен с огнём». Беседа о профессии пожарного.
  • Наши магазины. Работники магазина.
  • Профессии наших мам «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
  • Знакомство с профессией повара.

В 4-х классах учителя обобщают и развивают представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжают воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда, расширяют и углубляют представления о различных профессиях:

  • Знакомство с профессией шофёра.
  • Экскурсия в школьную столовую.
  • Экскурсия в медпункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
  • Профессия моих родителей (встречи, беседы).
  • Беседа «Чем я могу помочь дома».

Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.


Приложение 5

Организация системы внеклассных занятий по типам профессий в начальном и среднем звене школы

Человек - Человек

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Знаковая система

Человек – Художественный образ

Спортивно- оздоровительные секции

«Лидер» совет старшеклассников

Телестудия

Туристический клуб «Горизонт»

Интел. клуб "Эрудит»

Студия «Театр Моды»

Национальные виды борьбы

ЮПО «Дельта»

Радиокружок

Кружок «Цветоводство»

Студия «Модный контур»

Теннис

Пед. отряд «Исток»

Кружок «Умелые руки»

Кружок
«Язык цветов»

Факультатив «Занимательная экономика»

Кружок «Юный гитарист»

Легкая атлетика

«Юный зоолог»

Медиа-центр «Шоу»

Фольклорный кружок

Вольная борьба

Кружок
«История школы»

Кружок «Эколог»

«Выжигание»

Баскетбол

ДТД (Дети, творящие добро)

Кружок кулинарии
«Хозяюшка»

«Резьба по дереву»

Волейбол

«Краеведение»

Кукольный театр

Футбол

Научное общество учащихся (НОУ)
Секция «Филология»

НОУ
Секция «Технология»

НОУ
Секция
«Естественные науки»

НОУ Секция «Физико-математические науки»

Детский народный ансамбль «Весёлые нотки»»

НОУ. Секция «Краеведение»

НОУ Секция «Искусствовед»

Факультативы по иностранному языку

ДМШ, отделения:
Хореографии
Фортепиано
Народных инструментов
Художественно-прикладное

 


 

Приложение 6

Ориентационные курсы по допрофильной подготовке в 8-10 классах

Курсы по выбору ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Цели курсов:

  • Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
  • Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.

Типы профессий

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Человек-
Техника

«Электрорадио-технологии»

«История техники»

«Ремонт бытовой техники»

Человек-Человек

«Введение в педагогику»

«Человек-общество-мир»

«Практическое право»

«Окружающая среда и здоровье человека»

Человек-Знаковая система

Делопроизводство «Офисные технологии»

«Путешествие во Францию»

Человек и книга

Экономика и предприниматель-ство

Мир цифр

Человек-Худ образ

Керамика

«Массовая культура»

«Стилистика изобразительно-выра-зительных средств»

Искусствоведение

«Современный дизайн»

Человек-Природа

«Экология в экспериментах»

«Что мы знаем о небесных телах»

Растениеводство


 

Приложение 7

Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей

Сроки реали-зации

Этапы

Взаимодей-ствие

5-8 класс

9-10 класс

11-12 класс

1. Подготовительный этап

Сентябрь

  • Подготовка диагностических материалов.
  • Собеседование с классными руководителями.
  • Составление плана работы

Классный руководитель,
Зам. директора по ВР, психолог

2. Информационный этап

Октябрь

  • Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения.
  • Информирование о профильных классах данной школы и других школ города.
  • Информирование родителей о возможных вариантах выбора
  • Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
  • Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.

Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий

Классный руководитель

Психолог

3. Диагностический этап

Ноябрь -
Декабрь

  • Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;
- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

  • Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления).

  • Анкетирование родителей:

- анкета “Мнение”

  • Изучение интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;
- диагностика свойств личности.

  • Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики
(определение типа интеллекта)

  • Изучение интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
- анкета “Ориентация”
- опросник Дж.Голланда;

  • Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта);
- анкета “Стили познания”

Психолог,
учащиеся,
родители

4. Аналитический этап

Декабрь - Январь

  • Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
  • Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
  • Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций
  • Обработка и анализ результатов диагностики.
  • Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
  • Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий
  • Обработка и анализ результатов диагностики.
  • Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
  • Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий

Психолог

Учащиеся совместно с психологом

5. Обобщающий этап

Февраль – Март

  • Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
  • Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
  • Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом
  • Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
  • Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения
  • Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.
  • Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.
  • Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения

Психолог,
Администрация,
классные руководители.

6. Заключительный этап

Апрель -
Май

  • Варианты выбора образовательных маршрутов”
  • Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 10 класса.
  • Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
  • “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации
  • Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения
  • Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
  • “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации

Классный руководитель,
администрация
психолог

Литература

  • Глинский, А.А. Особенности управления методической работой в профильной школе / А.А.Глинский // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. - № 7.
  • Добриневская, А.И. Современные подходы к организации профильного обучения учащихся / А.И.Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – № 4.
  • Карпук, А.Л. Об организации профильного обучения в школе / А.Л.Карпук // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. - № 8.
  • Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения сельскими и городскими школьниками / Е.А,Бельницкая // Народная асвета. – 2007. - № 6.
  • Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения учащихся в сельской и городской местности / Е.А.Бельницкая // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - № 10.
  • Вялікая, В. Профільнае навучанне: расклад на заўтра / В.Вялікая // Настаўніцкая газета.- 2007. – 24 красавіка.
  • Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / Е.Д.Горячева // Адукацыя і выхаванне. -2005. – № 12.
  • Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  • Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (ХІ-ХІІ классы): утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2004. №893 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2004. - №21 – С. 4-23.
  • Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. навука, 2000.
  • Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
  • Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л.В.Луцевич // Веснiк адукацыi. – 2006. - № 12.
  • Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. –М.:“Сентябрь”. – 2006.
  • Об общем среднем образовании: Закон Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 108, 2/1238.
  • Пальчик, Г.В. Организационно-управленческие аспекты профильного обучения: результаты мониторинговых исследований / Г.В.Пальчик // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - № 6.
  • Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  • Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
  • Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004.
  • Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и др.. Мн.. “Красико-Принт”. – 2007.
  • Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
  • Фарыно, К. С. Мэтазгоднасць увядзення профільнага навучання абумоўлена сацыяльна-эканамічнымі пераўтварэннямі ў нашай краіне / К.С.Фарыно // Настаўніцкая газета. - 2007.- 6 лістапада.
  • Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
  • Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.
  • Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Мн.: Современное слово, 2006.
  • Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9.

Источник: Система профориентационной работы в учреждениях образования: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007.


Источник: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/77-education-teachers/1174-sistema-proforienta?showall=1

Закрыть ... [X]

Система коррекционно-развивающего обучения на Итоги конкурса самый благоустроенный город россии 2017



Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах Об утверждении плана мероприятий ( дорожной)
Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах Десятник Надежда Зарплата по-новому Журнал
Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах Система профориентационной работы в школе
Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах Технология Портфолио ведущий показатель
Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах Распоряжение Правительства РФ от г
Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах Афиша событий в Мурманске: концерты, вечеринки, спектакли
Все новости Декоративно-прикладное творчество Загадки для детей 8 лет с ответами - Кладовая развлечений Заказать поздравление или песню на Дорожном радио через Короткие поздравления с днем рождения Международный конкурс проектных и исследовательских работ Нижний Новгород Online - Нижегородский Официальный портал органов власти ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Поздравления работникам СЭС в стихах - Поздравитель